Черкасова Оксана Анатольевна воспитатель

Приложение к опыту работы.Проекты по познавательному развитию.

 Проект на тему: «Осень осень в гости просим»

Вид проекта: познавательно-творческий.

По числу участников: групповой.

Сроки реализации: 01.09.2022 г. – 01.10.2022 г.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: Мир природы - не может не тронуть человека любознательного. Наша задача - помочь ребёнку-дошкольнику открыть мир окружающей природы.

Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень- это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши дети - мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Проблема:

У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.

Новизна: Новизна проекта состоит в том, что методы проекта позволяют детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: - Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

3. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные»;

4. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;

5. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

7. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты:

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками.

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.

- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы реализации:

I. Подготовительный этап 

- Постановка цели, задач.

- Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта 

- Подбор методической литературы.

- Выбор форм работы с детьми и родителями.

- Выбор основных мероприятий.

- Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

- Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта 

- Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей, художественной деятельности, чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц.

- Беседы и практическая деятельность детей по безопасной жизнедеятельности.

- Оформление «картинной галереи»

- Выставка поделок из природного материала «Дары осени».

- Организация самостоятельной деятельности детей.

IV. Итоговый этап 

- Презентация проекта

Реализация проекта

I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности

После того, как оформили «картинную галерею» с осенними пейзажами, обратить внимание детей на содержание картин.

Беседа

Вопросы к беседе:

- Посмотрите внимательно на эти картины. Как вы думаете, с чем они связаны, и кто их нарисовал?

- Какое время года за окном?

- Какая погода за окном? Идет ли дождь, дует ли ветер и т. д.

- Что вы знаете об сени? Почему и зачем опадают листья? Почему становится холодно? Почему и куда улетают птицы?

II часть проекта. Планирование

Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми: «Куда улетают птицы? Как готовятся звери и птицы к зиме в лесу? Почему солнышко не греет? Какой он – осенний лист? Зачем падают листья? Почему деревьям не холодно?» И др.

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

Совместная деятельность педагога и детей

Образовательные области. Виды детской деятельности.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «На прогулке в осеннем лесу».

Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей»,«Времена года», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «Что лишнее».

Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Познавательное развитие

 Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Фрукты», «Овощи».

- НОД: «Листопад, листопад – листья желтые летят», «То, что растет – живое», «Перелетные и зимующие птицы», «Красящие и косметические свойства овощей», «Почему осенние листья опадают», «Сколько красок у осени», «Что такое погода», «Экскурсия в парк».

- цикл наблюдений: «Что было сначала, что будет потом?»,  «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Речевое развитие Чтение художественной литературы:

- Пословицы, поговорки, загадки об осени.

- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

- И. Соколов- Микитов «Листопадничек»

- М. Пришвин «Птицы и листья»

- К. Чашева «Деревья спят»

- Ю. Тувим "Овощи"

- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»

- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

- Н. Егорова «Листопад»

Пересказ, рассказывание:

- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»

- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»

- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»

Заучивание наизусть:

- А. Фет «Ласточки пропали»

- Е. Трутнева «Осень»

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Какой сок, варенье?», «Хлопай в ладоши», «Доскажи словечко», «Найди дерево по описанию», «Осенние слова», «Какая бывает осень?».

Художественно-эстетическое развитие

 Рисование: «Деревья смотрят в озеро», «Осенние мотивы», «Осенний натюрморт» (корзина с грибами,«Ветка рябины», «Разноцветный лес» (штампование листьями, «Летят перелетные птицы», «Лес, точно терем расписной», «Яблоня с яблоками»,«Осень – щедрая пора»

Лепка: «За грибами в лес осенний»

Аппликация: «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листьев»,

Конструирование: «Осенний лист» (из бумаги)

Физическое развитие

Подвижные игры:  «Раз, два, три – названный лист бери», «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Гуси», «Филин и пташки», «Поедем в лес», «Вершки и корешки», «Совушка», эстафета «Собери осенний букет».

Физкультминутки: «Аист», «Капуста», дыхательная гимнастика «Ветерок»,пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Здравствуй, осень золотая», «Осень» и др.

Культурно - досуговая деятельность

- викторина «Осенние забавы»

- выставка поделок: «Дары осени».

Взаимодействие с родителей:

 - Консультации: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа у детей».

- Папки-передвижки: «Золотая Осень», «Осени месяцы».

- Памятки: «Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период», «Осенние пословицы».

- Сбор природного материала.

- участие в выставке «Дары осени».

- помощь в подготовке к осеннему утреннику (изготовление атрибутов, костюмов, разучивание стихов).

IV часть проекта. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.

 

 

 

 

 

Проект: «Моя семья»

Вид проекта: краткосрочный, творческо – информационный.

Продолжительность проекта: С 20.11.2022 - 01.12.2022г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность: Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого он является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. «Семья – это та самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.

Проблема: Проведя беседу с детьми об их семьях, выяснилось, что не все дети владеют такими понятиями, как семья, члены семьи. Большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Дети так же затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Исходя из вышеперечисленного, возникла идея создания и реализации проекта «Я и моя семья».

Цель проекта: Закрепить представление о семье.

Задачи проекта:

• Расширять представление детей о семье, доме (знание имен и отчеств родителей, бабушек и дедушек);

• Формировать представление о семейных традициях и праздниках;

• Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи, развивать чувство гордости за членов своей семьи.

• Развивать коммуникативные навыки.

• Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

• Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

Планируемый результат: Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях. Познакомятся с традициями и семейными праздниками. Научатся совместно с родителями составлять родословную своей семьи.

Этапы проекта:

1. Организационный (поисковый) этап

Опрос детей с целью выявления их знаний о семье;

Подбор иллюстраций по теме «Семья»;

Подбор детской художественной литературы для чтения детям. (Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» , В. Осееве «Сыновья»,С. Михалков «А что у вас?»,русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Гуси- лебеди».)

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Информация родителей о теме недели, консультации «Характеристика здоровой семьи», «Роль семьи в жизни ребенка».

2. Основной этап

1. Речевое развитие:

Беседы: «что такое семья?», «Кто, чем занимается в нашей семье?», «Что такое генеалогическое древо семьи?», «Моя семья», «Как моя семья отдыхает?», «Зачем человеку нужен дом?».

Словесная игра «Что у мамы есть на кухне?», «Назови ласково».

Рассказывание по картине: «Семья», «Мамины помощники»;

2.Художественно – эстетическое развитие: рисование «Моя семья», «Салфетка для мамы», аппликация «Строим домик для семьи».

3.Познавательное развитие:

Познавательно исследовательская деятельность: «Род и родословие», «Дружная семья».

4.Социально – коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Расскажи без слов», «Назови ласково», «Раз, два, три, четыре, пять. про кого хочу сказать?».

Сюжетно-ролевые игры: «День рождения бабушки», «Семья», «Мы помощники», «Кафе».

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Пальцы - дружная семья».

5. Рассматривание фотографий членов семьи.

3. Заключительный этап.

Выставка детско- родительских работ «Генеалогическое древо семьи»;

Проведение праздничного мероприятия, посвященное празднику «День матери».

Результативность реализации проекта:

Разработка и реализация данного проекта обеспечила оптимальные условия для изучения детьми семейных традиций, у детей возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью.

Проект  «Никто не забыт, ни что не забыто»

Актуальность:

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Патриотическое воспитание - основа нравственного воспитания подрастающего поколения, основная задача нашего времени. Начиная с детства у ребенка должны быть сформированы элементы гражданственности, патриотизма. Мы, воспитатели, берем на себя ответственность за осуществление этой государственной, важной задачи

Проблема:

В, преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке.

 

Новизна проекта

Новизна проекта состоит в том, что методы проекта позволяют детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

 

Цель:

Сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны.

Задачи проекта:

- Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам ВОВ.

- Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.

- Формировать чувство гордости за воинов –защитников.

- Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызвать желание быть похожими на них.

- Обогатить представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ.

- Развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.

- Расширить музыкальный кругозор детей. Развить интерес к песням, созданным в дни ВОВ, познакомить с песнями о войне.

- Привлечь родителей к совместным познавательно- тематическим мероприятиям.

Период проведения проекта с 30.04. 2023 - 11.05.2023 года

 

Материал и техническое оборудование:

Подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотеки бесед, дидактических, пальчиковых, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Участники проекта:

1. Дети и родители подготовительной группы

2. Воспитатели

Вид проекта: фронтальный, социальный, краткосрочный. (2 недели)

Тип проекта: информационно-творческий

Методы: наглядный, игровой, практический, словесный, интерактивный.

Форма:

-ситуативный диалог.

-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;

- проведение НОД по данной направленности;

-чтение стихов, рассказов по теме

- творческая мастерская по изо-деятельности; (изготовление поделок к празднику)

- дидактические игры;

-выставки детских работ;

- выставка художественной литературы о Великой Отечественной войне.

-консультации для родителей;

-тематическое занятие «9 мая - День Победы!»

Мероприятие

(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы)

1. Ситуативный диалог «История георгиевской ленточки»

 Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

2. Беседы: "Почему война называется Великой Отечественной? ", "Великая Победа", "Мы не забудем",

"Дети войны"  - Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям.

 «Символы Победы - ордена, медали и знамена» - Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

3. Творческая мастерская

«Солдат на посту», «Праздничный салют», «Самолеты в небе».

«Как мы празднуем День Победы» - Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка располагая на ней людей, шагающих на парад. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.

4. НОД «Этот День Победы!» - Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

5. Чтение художественной литературы: стихотворения А. Усачев «День Победы», С. Маршак «Ленинградское кольцо», О. Высоцкая «Салют»,  

Ю. Коваль «Алый».

Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге.

6. Дидактические игры: «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Что лежит у солдата в вещевом мешке».

Подвижные игры: " Разведчики", " Переправа", " Снайпер".

Дыхательная гимнастика " быстрый кораблик".

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Военные профессии».

Физкультминутка «Армейская».

СР/ И «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Танкисты», «Саперы».

7. Выставка совместных творческих работ с родителями «Победа глазами детей».

8. Консультация для родителей «Книги для детей о войне».

Беседа с родителями «Мы помним»

Памятка для родителей «Как рассказать детям о ВОВ».

Предполагаемые результаты:

- проявление детьми познавательной активности в беседах, знакомстве с художественной литературой рассказах родителей, ветеранов, в рассматривании наглядного материала;

- активное участие ребят в совместных работах, играх;

- проявление творческого интереса;

- почтительное отношение к героям войны

 

 

   

21 мая 2023 в 22:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.