Черкасова Оксана Анатольевна воспитатель

Опыт работы «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей».

 Информационный лист:

· Сведения об авторе опыта: Черкасова Оксана Анатольевна,

23 марта 1977 года рождения,

· образование среднее – специальное,

· квалификационная категория – высшая, год присвоения  2019г,

· адрес – с. Левокумское, ул. Ворошилова  д. 59

· контактный телефон  8-988-705-06-99

 

Рецензия на опыт  работы  воспитателя  Черкасовой Оксаны Анатольевны

на  тему «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей».

В опыте представлена работа с детьми дошкольного возраста по  использованию проектной деятельности, как средство развития познавательной активности детей  дошкольного  возраста

В работе особое внимание педагог уделяет использование метода проектов, индивидуальной  работе с детьми, основанной  на  игровом  подходе  к  детям, в выборе оптимальных методов и приёмов работы.

Тема работы, в данное время, очень актуальна.

Опыт данной работы систематизирован, предполагает широкое оснащение, комплексный  подход к проблеме, поставленные задачи достигаются различными методами и средствами.

 Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов” :

1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию ребёнка, в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата

При организации проектной деятельности педагог  использует  в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей,  образовательных областей:

 «Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», 

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», 

«Физическое развитие».

Для повышения  познавательной активности детей  Оксана  Анатольевна использовала различные формы и методы: наблюдение, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.

Таким  образом, апробировав  опыт  работы на  тему «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей»

 Черкасовой О. А., можем  рекомендовать  использовать практический материал  данной работы в повседневной деятельности - воспитателям и родителям, так  как  использование проектной  деятельности, позволяет максимально реализовать поставленные задачи  данного направления. А так же, метод  проектов  выступает как эффективное средство формирования познавательного развития.

Рецензенты:

Заведующий МКДОУ «ЦРР – детский  сад № 22»  М. Ф. Швоева

Старший  воспитатель Т. А. Фоменко

Аннотация

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Результативность опыта работы  подтверждена в ходе  проведённого мониторинга  знаний, умений и навыков детей по темам проектов, где я выясняла уровень знаний дошкольников.

Выяснилось, что лишь 38% группы детей имели высокий уровень познавательной активности.

Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей. Так возникла идея создания проектов.

Преимущество этого опыта заключается в  практическом  аспекте.

     Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Экспертное  заключение: опыт  внесён в банк передового педагогического опыта МКДОУ «ЦРР – детский  сад № 22».

Последователи: воспитатели МКДОУ «ЦРР – детский сад № 22» Бурьянова Вера Анатольевна, Абдуллаева  Аминат  Шамиловна  решили изучить и внедрить в свою работу.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста  – это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта»

 

Оглавление

Раздел I . Информация  об  опыте

1.1  Условия  возникновения  и  становления  опыта

1.2  Актуальность  опыта

1.3  Ведущая педагогическая  идея  опыта

1.4  Новизна  опыта

1.5  Длительность  работы  над  опытом

1.6  Теоретическая  база  опыта

Раздел II. Технология  описания  опыта

Раздел III. Результат  опыта

 

Раздел 1. Информация об опыте.

1.1. Условия возникновения, становления опыта

    Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

  Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

На сегодняшний день в практике недостаточно широко используется метод проектной деятельности как способ развития познавательной активности дошкольников.

Заинтересовавшись проблемой организации проектной деятельности дошкольников, я составила перспективный план  поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, который  направлен  на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Все проекты, занятия, опыты   проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение.

1.2. Актуальность

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  в последнее время весьма актуальна, по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

  Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

  В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек

должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему  норм и правил.

На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность.

 Проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер).

1.3. Ведущая педагогическая  идея  опыта

Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в создании необходимых условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

1.4. Новизна

  - Внедрение инновационных методов: интегрирование работы по нравственно - экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников.

- Обучение детей исследовательским навыкам, обширный круг участников проекта.

- Ребенок получает позитивный социальный опыт в реализации собственных замыслов.

Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

1.5. Длительность работы над опытом.

Опыт формировался   в условиях Муниципального казенного дошкольного  образовательного учреждения «Центр развития  ребёнка - детский сад №22  в течение  трёх лет.

Начальный этап – сентябрь 2020 - май 2021 г.

Основной этап – сентябрь 2021 - май 2022 г.

Заключительный этап - сентябрь 2022– май 2023г.

 Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня  овладения  детьми знаниями и умениями  экспериментальной деятельности.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной работы для решения обозначенной педагогической проблемы.

     Диапазон опыта включает работу с детьми не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и во   всех режимных

 

1.6. Теоретическая  база  опыта.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Для того, чтобы проводить занятия по проектированию , вначале изучила научную и методическую литературу.

По мнению Н.Е.Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка  обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил эспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

    В детской психологии  до сих пор недостаточно исследован вопрос о самостоятельном усовершенствовании дошкольниками средств и способов мыслительной деятельности.

  Какие же условия заставляют детей изменять средства мышления? Если ребенку в решении новой для него задачи старые способы позволяют получить правильный результат, у него не появится потребность преобразовывать способы решения задач. Но, допустим, ребенок не решил задачу. Тогда у него имеется две возможности: 1) попытаться преобразовать те способы, которыми он владеет, и все-таки решить задачу; 2) получить дополнительную информацию о том, как решать задачу.

  Следовательно, когда ребенку нужно решить трудную для него задачу, способ решения которой не очень очевиден, он не всегда стремится преобразовывать средства и способы мышления. В этих условиях необходимость перестройки старых способов нередко подменяется другой возможностью – получить дополнительные знания о решении задачи.

  Результаты проведенного анализа изученной литературы позволили прийти к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя за ним цепочку представлений или обобщений. К 5-7 годам в процесс развития включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг.

Раздел  II. Технология  описания  опыта.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели,  т. е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. 

Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста – это «деятельность по созданию, по инициативе ребенка совместно с взрослыми социально-значимого продукта» (Н. Е. Веракса). Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

- использование инновационных технологий в образовательной работе;

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

- многофункциональное взаимодействие с социумом.

 Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Основная цель моей работы: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;

• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);

• Создать современную предметно - пространственную среду;

• Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать копилку краткосрочных и долгосрочных проектов;

• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом  совещании, участия в Интернет – конкурсах.

Заинтересовавшись проблемой организации проектной деятельности дошкольников, мною  была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Все проекты, занятия, опыты  проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение.

Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.

  Основным принципом в работе с воспитанниками было дать ребенку возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.

Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели.

Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

• наглядный;

• словесный;

• практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

• создание воображаемой ситуации;

• использование музыки.

Формы работы.

Беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность.

За прошедший период с детьми провела следующие  проекты:

«Моя семья» «Осень, осень  в  гости  просим», «Наша Армия  родная», «Этот  удивительный  космос», «Никто не забыт,  ничто не забыто».

   При организации проектной деятельности   использовала  на занятиях  принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминали  и делились впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и с родителями. В своей работе использую следующие принципы:

- Поощрение усилий ребенка.

- Исключение отрицательной оценки его действий.

- Принцип сотрудничества.

- Опора на опыт ребенка.

-Обеспечение психологической защищенности каждого ребенка  доброжелательным, непринужденным и искренним отношением к нему.

Особое внимание в работе с родителями направлено на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время наблюдений  или  природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка.

Очень важно было привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, проектах. Родители не остались равнодушными, и вместе с детьми готовили поделки из природного и бросового материала, участвовали в конкурсах, акции – эти мероприятия сплотили родителей и детей в совместной работе.

РАЗДЕЛ III.  Результат  опыта

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектнаядеятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

      Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

   Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

      При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

      В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

      Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

21 мая 2023 в 22:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.